О нестойкости духов
Многих волнует этот вопрос, но, как оказалось, эксперты не спешат однозначно судить о качестве парфюма по его стойкости. И тому много причин, приводим выдержку из большой статьи сайта theblueprint.ru о моде и красоте.
«При выборе аромата многие ориентируются на стойкость — иногда чуть ли не больше, чем на сам запах. Объясняем, стоит ли так делать, почему одни ароматы держатся на коже дольше других и чем чревато засилье суперстойких композиций.
Что такое стойкость аромата?
По сути, это способность запаха оставаться на теле и любой другой поверхности. Ее можно считать такой же фундаментальной характеристикой парфюмерного продукта, как качество композиции. Но если последнее совершенно точно нельзя оценить объективно — как говорится, на вкус и цвет, — то стойкость, как полагают некоторые эксперты, можно измерить. Во всяком случае, они честно пытаются это делать.
Как измеряют стойкость?
При производстве парфюмерии и отдушек ароматы тестируют на хлопчатобумажной ткани (чаще всего марле, которая не искажает запахи). Ее погружают в определенный объем парфюмерной жидкости, вынимают пинцетом — а затем эксперт оценивает, насколько запах сохраняет свои свойства. «Принюхиваться» ему положено несколько раз — через каждые десять часов. «Если по истечении [определенного] срока свойства остаются неизменными, делают соответствующую пометку, — объясняет химик и парфюмерный эксперт Матвей Юдов. — Никакой специальной единицы стойкости нет, измеряется все просто: в часах».
Минимальную планку по стойкости ароматических веществ в России задает ГОСТ. Так, запах духов должен оставаться на ткани не менее 50 часов, туалетной воды — не менее 40, а одеколона — минимум сутки. Если парфюмерная композиция не соответствует стандарту, ее не допустят к производству.
Впрочем, в Европе и США, где производят подавляющее большинство парфюмерных продуктов, подобных официальных стандартов нет. И это неудивительно: тесты все равно не могут учесть большинства чрезвычайно важных факторов.
Загвоздка в том, что эти замеры проводят в стандартных «стерильных» условиях. Например, марля должна быть предварительно выстирана строго в горячей воде и просушена при определенной температуре. Температура в помещении во время эксперимента тоже не меняется.
Но жизнь сложнее. Ароматы мы носим и в жару и в холод, и в сухом и во влажном климате. И наносим мы их на кожу — которая может быть сухой, нормальной или жирной. Все это тоже может влиять на то, как долго запах продержится на нашем теле.
Например, с сухой кожи душистые вещества испаряются быстрее, чем с жирной или просто хорошо увлажненной. Отсюда популярный и научно обоснованный совет наносить аромат поверх увлажняющего крема или молочка. А холод способствует стойкости аромата больше, чем жаркая погода.
Никто не отменял и индивидуальные особенности восприятия. Один человек может ощущать запах часами, а другой будет чувствовать лишь пару минут. Причина в индивидуальной способности «принюхаться», то есть устать от запаха и подсознательно его заблокировать.
Какую роль здесь играет состав композиции?
Довольно большую. Объективно каждое душистое вещество обладает той или иной степенью летучести, это одна из его базовых характеристик, и зависит она от веса молекул в его составе. Одни из самых летучих веществ — эфирные масла цитрусовых. Именно поэтому цитрусовые ноты из парфюмерных композиций испаряются быстрее всего, и если аромат на них построен, он будет нестойким, продержится на коже 2–3 часа (хотя на бумажном блоттере может оставаться сутки). Другие соединения — например, отвечающие за запах жженого сахара (этилмальтол), бальзамические и древесные ароматы — будут «звучать» намного дольше: 10–12 часов на коже и примерно месяц на бумаге.
То есть степень стойкости того или иного парфюмерного продукта частично зависит от летучести ингредиентов, из которых состоит композиция, частично — от упомянутых субъективных факторов вроде температуры воздуха и свойств кожи.
Связаны ли между собой стойкость и шлейфовость?
Нет, хотя это один из самых живучих парфюмерных мифов. Расстояние, на котором аромат можно ощутить (диффузность, или шлейфовость) к стойкости никакого отношения не имеет. Простой пример: те же ароматы цитрусовых довольно диффузны (то есть обладают длинным шлейфом), при этом недолговечны. Бывает и наоборот: ароматы, которые почти не оставляют за собой шлейфа (например, некоторые мускусные), могут быть стойкими.
Так важна в аромате стойкость или нет?
Все зависит от ваших требований. Искать стойкий аромат совершенно не зазорно — особенно если вы собираетесь потратить на него крупную сумму. И тем более если для вас парфюм — важная часть образа, как одежда или аксессуары.
Если стойкость у вас в приоритете, выбирайте ароматы, состоящие из аккордов, которые звучат дольше. Обратите внимание на восточные, гурманские (то есть сладкие, «кондитерские»), древесные группы и на композиции, построенные на мощных цветочных нотах — например, на туберозе. Если же вы предпочитаете легкие цитрусовые одеколоны, но вас пугает их летучесть, попробуйте наносить аромат на предварительно увлажненные (с помощью крема, молочка или масла) участки кожи. Как вариант можно распылять парфюм на одежду — особенно хорошо удерживают запахи плотные ткани.
Еще эксперты советуют ни в коем случае не перегружать рецепторы: «Чем меньше аромата вы на себя наносите, тем дольше будете ощущать его в течение дня», — подытоживает Матвей Юдов.»